«Использование эффективных методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста при формировании основ гражданско-патриотической культуры»
Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Республики Беларусь. Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Большое значение в гражданско-патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность воспитанников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого педагогическому работнику важно использовать в работе разные формы: беседы, игры, специально организованную деятельность, целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.
Образовательную деятельность с воспитанниками необходимо проводить с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу.
Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Наша страна. Наш город. Праздники. Традиции», «День защитников Отечества», «Моя семья», «Республика Беларусь» и др. Важно, чтобы воспитанники воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.
Эффективным средством является использование художественной литературы.
Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы гражданско-патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В группах целесообразно разработать такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День Победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.
Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство. Они используются при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.
Используя предлагаемые формы и методы гражданско-патриотического воспитания, можно показать детям красоту своего родного города, познакомить с талантом народа, научить детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.
Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Одним из эффективных средств формирования гражданской идентичности детей старшего дошкольного возраста стало создание интерактивных игр-презентаций и использование их в образовательном процессе. Интерактивные игры-презентации как средство подачи материала современны, понятны детской аудитории, легко распространяемы и позволяют осуществить социальное партнерство с семьями воспитанников в вопросах формирования гражданской идентичности.
Основное достоинство интерактивных игр-презентаций – это возможность представить события, факты наглядно, в их последовательности и развитии, что соответствует особенностям восприятия и мышления детей дошкольного возраста. Непосредственное участие в их создании, просмотре и обсуждении повышает у детей интерес к культуре и истории родной страны, развивает социальную активность воспитанников в разных сферах жизнедеятельности, эмоциональную отзывчивость, способствует развитию воображения, логического и образного мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков, повышает самооценку, воспитывает уважение к своим предкам.
При выборе тематики интерактивных игр-презентаций по формированию гражданской идентичности детей дошкольного возраста, учитывается развивающий принцип обучения от ближайшего окружения ребенка — к более далекой перспективе. В основу последовательности было положено перспективное планирование, которое опирается на календарно-событийный принцип построения образовательного процесса; соответствие содержания интерактивных игр-презентаций задачам учебной программы дошкольного образования , также потребностям и интересам самих воспитанников.
Для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста является эффективным использование виртуальных экскурсий.
При помощи данной формы организации образовательного процесса ребенок может увидеть то, что недоступно рассмотреть в реальной действительности. Чем больше ребенок будет знать о своем городе (посёлке), тем сильнее он будет его любить и делать всё для того, чтобы город стал интереснее и красивее. Любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его история, природа, каким трудом заняты люди, живущие здесь — все это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств воспитанников.
Виртуальная экскурсия отличается от привычной для нас экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Главным плюсом такой экскурсии является то, что воспитанник, не выходя из образовательной организации, может познакомиться с реально существующими объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны в целом. Кроме этого: доступность к любым объектам; возможность повторно посмотреть материал; наглядность; наличие интерактивных заданий; погода никогда не помешает осуществить намеченный план и провести экскурсию по запланированной теме.
Виды виртуальных экскурсий:
— фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо персонажем). Оформляются в виде электронных презентаций, в приложении PowerPoint);
— видеоэкскурсия, комментариями к которой служат краткие рассказы детей или экскурсовода.
В образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста мы используем оба вида виртуальных экскурсий.
В качестве фотопутешествия с детьми старших групп мы рассматривали достопримечательности и памятные места администрации Московского района города Бреста. Виртуальная экскурсия проводилась как итоговое мероприятие по проекту «О чем нам расскажут памятники войны в Бресте». Дети выступали в качестве экскурсоводов, рассказывали о памятниках, музеях города. Затем проводили игру на закрепление объектов: я описывала какой-либо объект, а дети должны были правильно его назвать. В завершении экскурсии дети подгруппами или в парах собирали разрезные картинки, пазлы. Провели рефлексию экскурсии, используя смайлики (веселый, задумчивый, грустный).
В условиях учреждения дошкольного образования невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали его «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Особенностью создания мини-музея является то, что в его создании участвуют дети, педагогические работники и родители. Воспитанники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, причем не, только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей.
Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра.
Роль мини-музея в формировании гражданско-патриотической культуры велика:
• помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
• способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
• позволяет развивать способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.
«Маршруты выходного дня» Семейный отдых — лучшее средство для того, чтобы почувствовать радость от общения с близкими людьми, недостаток которого мы часто испытываем в повседневной жизни. Отдых с детьми укрепляет семью, способствует взаимопониманию между родителями и детьми, установлению теплых и дружеских отношений между ними. Отдых в кругу семьи можно сделать насыщенным, даже если в вашем распоряжении — только выходные.
Историческая память — одно из богатств человеческой культуры. Пока люди сохраняют в памяти прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться. Когда родители могут больше времени провести со своими детьми? Конечно, в выходные дни. А как можно использовать ближайшее социальное и природное окружение для организации совместного семейного досуга? Отправиться на прогулку вместе!
Целью разработки «маршрутов выходного дня» является воспитание у детей дошкольного возраста уважения и интереса к историческим объектам родного города через взаимодействие и сотрудничество педагогических работников с семьями.
Цель может быть реализована через решение следующих задач:
— обобщать и систематизировать представления о родном крае,
— знакомить детей с географическим расположением памятных мет, их историей.
— формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
— развивать познавательные способности, творческое воображение и мышление, коммуникативные навыки;
Алгоритм разработки маршрутов:
- Родительское собрание. Рассказ родителям о том, какие мероприятия проводятся в учреждении дошкольного образования для ознакомления детей с достопримечательностями города. Результат: Мотивация родителей на предстоящую деятельность.
- Разработка маршрута следования с указанием основных достопримечательностей, на которых стоит акцентировать внимание ребенка.
- Прогулка по маршруту. Результат: Фотовыставка, доклад, рисунки, презентации, стенгазеты.
- Вернисаж рисунков «Мой выходной день».
При реализации проекта «Маршрут выходного дня» ожидаются следующие результаты:
-Мотивация родителей на дальнейшее сотрудничество с учреждением дошкольного образования.
— Расширение активного и пассивного словаря детей, развитие связной речи.
-Повышение активности родителей в формировании гражданско-патриотической культуры у детей дошкольного возраста.
— Расширить детский кругозор о достопримечательностях родного города.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагогический работник не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.