Мнемотехника

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

    Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники

Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению над дикцией и интонацией необходима.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры.

А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному.

В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями,

В. П. Глухов – блоками-квадратами,

Т. В. Большева – коллажем,

Л.Н. Ефименкова — схемами составления рассказов.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы–рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

В дошкольном возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет гораздо быстрее вспомнить стихотворение.

Мнемотаблицы-схемы используются:

·        При отгадывании загадок

·        Для акустической и артикуляционной характеристики звуков

·        При автоматизации звуков

·        При заучивании стихотворений

·        При пересказе художественной литературы

·        При составлении предложений

·        Для обогащения словарного запаса

·        При составлении описательных рассказов.

При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:

1.     Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.

2.     Учить детей читать стихи выразительно.

Методика использования мнемотехники:

·        Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «лист», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».

·        Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам.

·        И позже к мнемотаблицам.

Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный.

В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы, когда у детей накоплен основной словарный запас. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая.

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, можно использовать прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

Этапы работы над стихотворением:

·        Взрослый  выразительно читает стихотворение;

·        сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу;

·        задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;

·        выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;

·        читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;

·        ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Результаты работы с мнемотаблицами

У детей:

·        расширяется круг знаний об окружающем мире;

·        появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

·        появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, скороговорок,

·        загадок;

·        словарный запас выходит на более высокий уровень;

·        дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.