МАРКЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
- отстранённость/аутизация, поведения
- агрессия,
- открытая мастурбация,
- несвойственные возрасту знания об особенностях сексуального поведения,
- несвойственные возрасту сексуальные игры с самим собой, сверстниками, игрушками.
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
- молчаливость либо неожиданная разговорчивость,
- нарушения сна, аппетита,
- ощущение «грязного тела»,
- стремление полностью закрыть тело одеждой даже, если в этом нет необходимости,
- несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение,
- сексуальные действия с другими детьми,
- забота о своей безопасности или о безопасности других.
У ДЕТЕЙ 9-13 ЛЕТ:
- характерно то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также:
- депрессия,
- диссоциативные эпизоды, чувство потери ощущений,
- изоляция в отношениях,
- манипуляция другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения,
- противоречивое поведение,
- желание и планы мести.
У ПОДРОСТКОВ 13-18 ЛЕТ:
- чувство вины, стыда, отвращения,
- амбивалентные чувства по отношению к взрослым,
- несформированность, социальных ролей и собственной позиции в семье,
- чувство собственной ненужности,
- уходы/побеги из дома или других институциональных учреждений,
- агрессия,
- саморазрушающее поведение и суицидальные проявления,
- избегание физической и эмоциональной интимности,
- непоследовательность и противоречивость поведения,
- посттравматические срывы: алкоголь, наркотики, загулы.
ЧТО ДЕЛАТЬ:
- скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь, но не торопитесь быстро предлагать решения (заблуждение, часто встречающееся при разговорах с жертвами насилия, – желание как можно быстрее помочь ребенку).
- Обговорите с ребенком различные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми.
- Не обещайте никому не рассказывать об услышанном, но заверьте ребенка, что сначала Вы согласуете свои действия с ним. Обещайте постоянно его поддерживать.
ЧЕГО НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ:
- не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо».
- не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.
Вы поможете ребенку,
если будете:
Способствовать сохранению нормальных отношений ребенка с одноклассниками.
- Оказывать ребенку поддержку, учитывая его чувства и желания.
- Проявлять теплое отношение к ребенку, причем не только словесно.
- Выражать одобрение разными способами: кивните, улыбнитесь ребенку, отметьте его работу — чтобы он почувствовал свою значимость, ценность, уверенность в себе.
- Обеспечивать стабильность и предсказуемость — это очень важно для
ребенка. Класс может быть единственным местом, где ребенок будет чувствовать себя нормально. Четко обозначайте ваши требования и ожидания, будьте последовательны.
- Помогать ребенку чувствовать свою принадлежность к группе одноклассников, включенность в дела класса.
- Структурировать жизнь ребенка: вначале ребенок хочет, чтобы ему говорили, что он должен делать и как реагировать, затем он может мобилизовать свои собственные ресурсы. Структурированность действий
обеспечивает безопасные условия для развития ресурсов ребенка.
- Обеспечивать безопасность и конфиденциальность: поддерживайте привычный образ жизни. Ни с кем не обсуждайте детали случившегося с ребенком. Переживания ребенка не предназначены для персонала.
- Обозначать границы дозволенного поведения: деструктивное и асоциальное поведение должно твердо пресекаться.
- Поощрять ребенка и способствовать позитивным переменам в его жизни.
Контактный телефон
(8 016 32) 7 11 28
Электронный адрес:
Сайт: spc.pruzhany.by
Наш адрес: 224145
п. Солнечный, дом 25,
Пружанский район,
Брестская область