Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на школьное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.
Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с проблемой доступности образовательных услуг, возможности полноправного участия в жизни общества. Создание инклюзивных детских садов, школ гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей, а также их родителей.
Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности. Основной принцип такого обучения – предоставление равных прав и возможностей детям в системе получения знаний, доступность образования для всех категорий учеников.
Своё начало инклюзия берёт с 1994 года, когда была провозглашена Саламанкская декларация. Суть её заключается в том, что эффективным способом борьбы с ущемлением прав детей с ограниченными потребностями будет организация общеобразовательных школ с инклюзивным обучением, что послужит установлению гармоничных отношений между здоровыми детьми и детьми-инвалидами, созданию социальной среды, которая будет приемлема для всех. Подразумевается, что «особенными», то есть лучшими, станут и здоровые дети, которые будут вовлечены в такой процесс обучения и будут воспитываться в толерантной среде. Они научатся сопереживать, станут добрее и терпимее к людям, которые не такие как они.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого есть специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в школьном общеобразовательном учреждении.
Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образования – долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода для ее реализации.
Мировая практика инклюзивного образования
За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия,т.е.включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование детских садов и школ перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 — 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом наиболее гуманным, поэтому это направление стало одним из главных в образовательной политике.
Оно дает ребятам с ограниченными возможностями здоровья шанс лучше осваивать накопленные человечеством знания и активнее общаться со сверстниками, максимально развивая данные от природы возможности, а нашему обществу — становиться более гармоничным и терпимым. Новый закон отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении
Обучение детей с особенными потребностями осуществляется по таким направлениям:
- Специальные школы-интернаты для детей с нарушением речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и умственной отсталостью.
- Специальные классы в общеобразовательных школах, где вводится интегрированное обучение.
- Экспериментальные классы с инклюзивным обучением, в которых дети с особыми образовательными потребностями обучаются наравне с обычными детьми.
- Дистанционное обучение детей-инвалидов на дому.
Таким образом, подведём итоги:
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Для всех нас очень важно осознать, что наша способность ценить каждого без исключения человека является нравственной основой мира, безопасности и диалога между людьми. Надо детей учить быть равными, быть добрыми по отношению друг к другу. И показать, что мы все в мире равные, даже если разные.
Предлагаю вам формулу, где раскрыто понимание ключевых слов понятия «Толерантность»
Признание +Принятие+ Понимание= Толерантность
Признание – это способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных.
Принятие — это положительное, безусловное отношение к таким отличиям.
Понимание — это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
У нас ограниченные возможности…
Так, почему-то, принято считать.
Но кто, скажите, может ограничить
Возможность верить и мечтать.
Назло болезни заниматься спортом!
И не за грамоты, не за призы.
Пусть мы не ставим мировых рекордов:
Рекорды ведь у каждого — свои.
Встречать рассвет! И радоваться жизни!
Писать стихи, когда душа поёт!
Возможности у нас не ограничены,
Когда мы вместе! А не наоборот.
Ирина Пронина
Посмотрите вокруг, может такие дети «особые дети» живут рядом с вами в соседнем доме, подъезде или дворе. Они хотят чувствовать себя такими же, как все, быть ровней «здоровым» детям. А как тяжело это сделать, ловя на себе презрительные взгляды окружающих. Инвалидность не должна быть поводом, для того чтобы игнорировать «особого ребенка». Дети с ограниченными возможностями намного добрее и чувствительнее чем их здоровые сверстники. Свыкаясь со своим положением, они не так трагично к нему относятся, но каждое доброе слово, жест, взгляд будут ими оценены.
Примите этих детей, «других» детей такими, какие они есть, уделите им свое внимание, а жалость и презрение спрячьте подальше. Ведь всем от этого станет только легче и лучше жить. Растопив холод своих сердец, мы получим хорошего друга и собеседника.
«Инвалида от обычного человека отделяет лишь мгновение», — сказал сатирик Михаил Жванецкий.
Каждый человек достоин счастливой, полной впечатлений жизни.
«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему – то научить», — сказал известный канадский педагог Жан Ванье.
В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.