Ценности семейного воспитания
1. Учите примером. Поведение, которому учиться человек на примерах в детстве, оказывает огромное влияние на его поведение во всей остальной жизни. У родителей есть возможность задать для детей такой курс, который будет направлением для них во всех дальнейших стадиях развития. Дети смогут корректировать следствия хорошего или плохого примера, опираясь на пример который они наблюдали у себя дома.
2. Беседуйте со своими детьми. Беседовать со своими детьми – значит выслушивать их, давать им совет и учить их. По мере взросления детей ваши слова становятся такими же значимыми, как и ваш пример. Нужно обсуждать с детьми различные проблемы и помогать им. Совет, который дают ребенку, будет наиболее действенным, если сначала выслушать ребенка, поинтересоваться его точкой зрения, а уж потом высказывать свое мнение. Дайте ребенку совет, который укажет ему верный путь, и дайте возможность следовать этому совету на практике. Дети должны чувствовать, как нелегко бывает принять решение, а иногда и то, как больно бывает ошибаться.
3. Судите справедливо. Роль родителей предполагает, чтобы вы оценивали поступки ваших детей и при необходимости поправляли их. Дети не только радуют родителей своими поступками, но иногда и огорчают. Не оправдывая проступок ребенка, вы можете отреагировать с заботливой обеспокоенностью и научить детей тому, что за конкретными действиями следуют конкретные последствия и что они должны отвечать за свои поступки. Помогите ребенку осознать и раскаяться в плохом поступке, а также дайте возможность исправиться.
4. Обеспечивайте в семье положительный эмоциональный настрой. Существующий в доме эмоциональный настрой может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие ребенка. Задумайтесь : какая «погода» в вашем доме. Тепло ли и уютно в нем, безопасно или в доме слишком много молний и грома, холода? Наиболее эффективно воспитание и обучение ребенка при обстоятельствах, полных любви, мира и уважения. Когда у вас хорошее душевное самочувствие, тогда и климат взаимоотношений мирный.
5. Делитесь своими мыслями и чувствами. Дети имеют потребность делиться своими переживаниями, чувствами. Но для того, чтобы дети доверяли вам и были с вами искренними, вы должны дать им частичку себя самого. Вы можете поделиться причинами, по которым делаете то, что делаете. Ваши дети когда то будут родителями. Помогите им понять, почему вы принимаете то или иное решение, поступаете так, а не иначе и какие чувства при этом испытываете.
Заключение. Успешное воспитание в семье вполне по силам преданным своему долгу родителям. Однако никто не гарантирует вам совершенного ребенка. Стремитесь в своих усилиях быть хорошими родителями. Многим родителям удается привить своим детям верные принципы. Многим детям удается правильно применять эти принципы в жизни. Вы со своей семьей тоже можете рассчитывать на успех. Нужно только стараться изо всех сил и не опускать рук не при каких обстоятельствах.
Чему необходимо научить ребёнка
Любить себя. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.
Интерпретировать поведение. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях.
Ребенка надо учить объяснять собственное поведение. Он сможет объяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.
Общаться с помощью слов. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности.
Понимать различия между мыслями и действиями. Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в третьем. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Рекомендуется помогать ребенку отреагировать свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!»
Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не падает с неба?» и т.д.
Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь — поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка.
Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.
Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие разрушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь большим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый сильный и смелый».
Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору — жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться.