Воспитание культуры здоровья в условиях семьи
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка.
Культура здоровья включает теоретические знания о здоровье и практические навыки, используемые в повседневной жизни. Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность, как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми. Культуру здоровья можно отнести к области общечеловеческой культуры, в которой формирование ценностей и приоритетов начинается с рождения ребенка и продолжается на всех этапах его развития и обучения.
Следовательно, одним из приоритетов формирования здорового человека и обеспечения его безопасности должна стать «программа» семейного воспитания, которая включает в себя рациональное питание, физическую нагрузку, отсутствие вредных привычек и соблюдение гигиенических и нравственных правил.
В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности.
Именно семья организует жизнедеятельность человека, определяя материальное положение, образовательный уровень, социально-профессиональный статус и, что особенно важно, духовное развитие. В отличие от факторов, отражающих влияние семьи на здоровье (например, генетических), очень трудно поддающихся какому-либо целенаправленному воздействию или вовсе не подвластных ему, многие характеристики образа жизни (здорового или нездорового) семей можно отнести к числу управляемых факторов.
Здоровый образ жизни семьи складывается из нескольких факторов:
- Доброжелательные отношения между родителями, бабушками и дедушками.
- Полезное питание. Здоровая пища должна быть вкусной.
- Положительные эмоции. Совместно проводимые праздники способствуют дружеским отношениям взрослых и детей.
- Совместная трудовая деятельность способна сблизить даже незнакомых людей, не то, что членов одной семьи.
- Воспитание личным поведением, исключающим алкоголь и курение.
Взрослым и детям полезны совместные походы на природу. Зимние прогулки на лыжах и катание с горок на санках. Летнее купание в реке, осенние сборы грибов и ягод. Сочетание свежего воздуха с трудовой активностью способствует профилактике заболеваний, проведению совместного досуга.
Выделяют факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование культуры здоровья человека:
- общегигиенические;
- физкультрно-оздоровительные;
- культурно – просветительские;
- экологические;
- профилактические.
Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на 20% — от окружающей среды и на 20% оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Если мы, взрослые люди, это понимаем, и при этом сознательно вредим себе, то это наш и только наш выбор. Здоровье наших детей — совершенно другой вопрос, оно полностью на нашей совести взрослых. Основы здоровья закладываются в наиболее ранние периоды жизни. Во время внутриутробного развития плода и в первые годы жизни ребенка здоровье во многом определяется здоровьем родителей, прежде всего, матери. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Пути укрепления здоровья детей:
1. Начинаем с себя, взрослых — самосовершенствуемся.
2. Организация здоровьесберегающего пространства вокруг ребёнка.
3. Компонент самостоятельности (уровень умения самостоятельно заботиться о своем здоровье).
Формы физической активности для детей.
- Игры.
- Состязания.
- Занятия спортом.
- Поездки.
- Оздоровительные мероприятия.
- Физкультура или плановые занятия в рамках семьи, школы.
Преимущества физической активности:
- Укрепление сердечно — сосудистой системы, скелетно-мышечных тканей.
- Снижение риска неинфекционных заболеваний.
- Развитие нервно — мышечной регуляции (координация и контроль движений).
- Поддержание здорового веса тела.
- Социальное развитие (самовыражение, формирование уверенности в себе).
- Принятие здоровых форм поведения (например, не употребляют табак, алкоголь, наркотики).
Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья, формированию культуры здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.
Притча:
Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ».
Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих руках!» – ответил мудрец.
Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из приоритетных задач общества. Обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка на охрану здоровья и гармоничное развитие личности – одна из важнейших задач семьи. Каждый ребенок должен ощущать себя счастливым человеком!