Воспитание культуры здоровья в условиях семьи

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка.

Культура здоровья включает теоретические знания о здоровье и практические навыки, используемые в повседневной жизни. Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность, как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми. Культуру здоровья можно отнести к области общечеловеческой культуры, в которой формирование ценностей и приоритетов начинается с рождения ребенка и продолжается на всех этапах его развития и обучения.

Следовательно, одним из приоритетов формирования здорового человека и обеспечения его безопасности должна стать «программа» семейного воспитания, которая включает в себя рациональное питание, физическую нагрузку, отсутствие вредных привычек и соблюдение гигиенических и нравственных правил.

В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности.

Именно семья организует жизнедеятельность человека, определяя материальное положение, образовательный уровень, социально-профессиональный статус и, что особенно важно, духовное развитие. В отличие от факторов, отражающих влияние семьи на здоровье (например, генетических), очень трудно поддающихся какому-либо целенаправленному воздействию или вовсе не подвластных ему, многие характеристики образа жизни (здорового или нездорового) семей можно отнести к числу управляемых факторов.

Здоровый образ жизни семьи складывается из нескольких факторов:

  • Доброжелательные отношения между родителями, бабушками и дедушками.
  • Полезное питание. Здоровая пища должна быть вкусной.
  • Положительные эмоции. Совместно проводимые праздники способствуют дружеским отношениям взрослых и детей.
  • Совместная трудовая деятельность способна сблизить даже незнакомых людей, не то, что членов одной семьи.
  • Воспитание личным поведением, исключающим алкоголь и курение.

Взрослым и детям полезны совместные походы на природу. Зимние прогулки на лыжах и катание с горок на санках. Летнее купание в реке, осенние сборы грибов и ягод. Сочетание свежего воздуха с трудовой активностью способствует профилактике заболеваний, проведению совместного досуга.

Выделяют факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование культуры здоровья человека:

  • общегигиенические;
  • физкультрно-оздоровительные;
  • культурно – просветительские;
  • экологические;
  • профилактические.

Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на 20% — от окружающей среды и на 20% оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Если мы, взрослые люди, это понимаем, и при этом сознательно вредим себе, то это наш и только наш выбор. Здоровье наших детей — совершенно другой вопрос, оно полностью на нашей совести взрослых. Основы здоровья закладываются в наиболее ранние периоды жизни. Во время внутриутробного развития плода и в первые годы жизни ребенка здоровье во многом определяется здоровьем родителей, прежде всего, матери. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Пути укрепления здоровья детей:

1. Начинаем с себя, взрослых — самосовершенствуемся.

2. Организация здоровьесберегающего пространства вокруг ребёнка.

3. Компонент самостоятельности (уровень умения самостоятельно заботиться о своем здоровье).

Формы физической активности для детей.

  • Игры.
  • Состязания.
  • Занятия спортом.
  • Поездки.
  • Оздоровительные мероприятия.
  • Физкультура или плановые занятия в рамках семьи, школы.

Преимущества физической активности:

  • Укрепление сердечно — сосудистой системы, скелетно-мышечных тканей.
  • Снижение риска неинфекционных заболеваний.
  • Развитие нервно — мышечной регуляции (координация и контроль движений).
  • Поддержание здорового веса тела.
  • Социальное развитие (самовыражение, формирование уверенности в себе).
  • Принятие здоровых форм поведения (например, не употребляют табак, алкоголь, наркотики).

Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья, формированию культуры здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.

Притча:

Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ».

Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих руках!» – ответил мудрец.

Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из приоритетных задач общества. Обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка на охрану здоровья и гармоничное развитие личности – одна из важнейших задач семьи. Каждый ребенок должен ощущать себя счастливым человеком!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.