Компьютер в жизни детей дошкольного возраста

Еще недавно компьютер для большинства людей был роскошью, но уже сегодня он стал предметом первой необходимости. Для одних компьютер — это рабочий инструмент, для других – источник получения информации, для третьих – времяпровождение за компьютерными играми. На сегодняшний день сложно найти людей, которые «незнакомы» с компьютером; даже дети разбираются в компьютерных программах зачастую не хуже, чем их родители.

Многие родители радуются, глядя, как ребенок быстро осваивает технику, ведь в это время ребёнок, сидя за компьютером, не создает взрослым проблем. Но взрослые не догадываются, что таким образом у ребенка развивается психологическая зависимость, при которой единственной ценностью становится электронная машина. В результате падает уровень психического развития ребёнка, ухудшается его здоровье, проявляются замкнутость и отчуждённость. Такая ситуация привела к тому, что в детской психологии появилась новая проблема – возрастающее количество компьютерных фанатов среди детей дошкольного возраста.

Современные психологи и педагоги работают над данной проблемой, разрабатывают методы борьбы с недугом, и это неслучайно, ведь последствия такого пагубного воздействия необратимы. С точки зрения медицинских наук, зависимость пагубно влияет на несформировавшуюся психику дошкольника. Сегодня врачи включают пристрастие к видеоиграм в список официально диагностируемых умственных расстройств у детей дошкольного возраста. Также ухудшается физическое, соматическое состояние ребёнка. Ребёнок перестаёт играть и общаться со сверстниками, ему достаточно компьютерных игр. Что уж говорить об играх из серии «стреляй и убивай», которые делают ребёнка жестоким, воспитывают агрессию, показывая мир насилия и ужасов. Психика ребёнка в дошкольном возрасте настолько уязвима, что последствия от такого пагубного воздействия проявляются уже в скором времени после постоянного провождения ребёнка перед компьютером.

У дошкольника нарушается основная функция психики – она начинает отражать не объективную реальность, а виртуальную. Ребёнка постепенно привлекает виртуальный мир, который поглощает время, силы, эмоции и энергетику до такой степени, что дошкольник оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности.

Из вышеизложенного следует, что компьютер для дошкольника является «злом», «врагом» и совершенно нет в нем необходимости, раз он столь пагубно может повлиять на неокрепшую психику дошкольника.

Однако, если родители пытаются запретить ребенку компьютерные игры, ограничить его ранее бесконтрольное «просиживание» за монитором, ребенок начинает «бурный протест».  И ваше подрастающее чадо вскоре начнет бороться с вами за право контактировать с этим достижением технологического прогресса, как это было «позволено» ранее.

Возникает вопрос: как правильно отнестись к этому взаимодействию, чтобы избежать проблем и сберечь здоровье ребенка? Нужно ли противостоять желанию ребенка стать ближе к техническому прогрессу? Следует ли идти у него на поводу? Кто-то из родителей вообще избавляется от компьютера после того, как у дошкольника уже обнаруживается «виртуальная зависимость».  Однако необходимо учитывать, что, с началом школьного обучения, ребёнок рано или поздно все же познакомится с компьютером.

Компьютер достаточно прочно обосновался в нашей жизни, поэтому необходимо еще в детстве научить ребенка правильно ориентироваться в виртуальном пространстве, не причиняя вреда своему здоровью.

Если не обращать внимание только на отрицательные моменты компьютера, вы обязательно заметите и немало положительных сторон в этом общении:

  1. Компьютер способен определить и развить способности вашего ребенка.
  2. Это лучший современный способ самостоятельного обучения.
  3. Он успешно развивает самостоятельность и глубину мышления.
  4. Он улучшает концентрацию внимания.
  5. Учит ребенка переключаться от одного действия к другому.

Так для того, чтобы компьютер стал вашим союзником в воспитании и развитии ребёнка, а не врагом, необходимо строго выполнять ряд требований:

— не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2-3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном;

— продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет;

— после игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса.

Если вы хотите максимально с пользой для ребенка изучать компьютер, то следует запомнить 6 правил:

  1. Компьютер лучше поставить в углу или, чтобы задняя поверхность компьютера была повернута к стене.
  2. Мебель должна соответствовать возрасту ребенка. Стул лучше выбрать со спинкой. Монитор должен быть на расстоянии около 25-30 см от глаз ребенка.
  3. В комнате, где расположен компьютер, рекомендуется ежедневная влажная уборка.
  4. Перед тем как работать на компьютере, протирайте экран специальной тканью.
  5. Рекомендуется в комнате, где стоит компьютер, посадить комнатные цветы, поставить рядом с компьютером кактус.
  6. Почаще проветривайте комнату, где стоит компьютер, и следите за влажностью.

Так же ребенка нужно научить делать простую гимнастику для глаз, это очень важно для детского зрения.

Гимнастика для глаз выполняется достаточно просто:

Плавно закрыть, потом плавно и широко открыть их. Повторить такие движения несколько раз.

Посмотреть на предмет, который рядом, потом посмотреть на предмет, который очень далеко. Так смотреть несколько раз.

Голова не поворачивается, только глазами смотрим вокруг в одну сторону, потом в обратную сторону. Повторить несколько раз.

Долгое время среди психологов решался вопрос о том, с кого возраста допустимо знакомить ребёнка с компьютером? В ходе многолетних исследований учёными было доказано, что дошкольника приобщать к компьютеру можно только с 5 лет. Психологи утверждают то, что именно к этому возрасту у ребёнка оказываются сформированными основные психические функции и предпосылки к взаимодействию с компьютерной средой.

Будьте бдительны, следите за тем, как и сколько времени ваше чадо проводит за компьютером. Не допускайте формирования у ребенка компьютерной зависимости.

Конечно, заранее делать прогнозы очень трудно. Если компьютер не занимает много места в жизни вашего ребенка, то не стоит волноваться понапрасну. Потому что компьютер и ребенок – это довольно совместимые вещи. Если ваш ребенок занимается спортом, творчеством или любым другим любимым делом, большую часть свободного времени проводит с близкими, полноценно общается с друзьями, то у него не останется времени для того, чтобы сидеть за компьютером целыми днями.

Таким образом, чтобы дети могли работать на компьютере без пагубных его воздействий, необходимо отдавать предпочтение тем программам, которые развивают ребёнка, а не тормозят его развитие. Все программы должны являться средством развития и обучения ребёнка, а не его развлечением. При правильном подборе компьютерных программ у дошкольников развиваются познавательные процессы, проявляется интерес к компьютеру и психологическая готовность к взаимодействию с ним.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.